Память как психологический процесс является важнейшим звеном любого образовательного развития. Все процессы памяти и запоминания лежат в плоскости активности нейронов, поэтому данная информация носит сугубо научный контекст. Но попробуем рассказать про основные процессы памяти простым, понятным всем языком с минимальным использованием специальных терминов. Надеемся, что после ознакомления с этой статьей процессы памяти станут более понятными и доступными для большинства читателей.
Что является психологическими процессами памяти
Мозг — это вычислительный центр, он обязан своими возможностями огромному числу и разнообразию нервных клеток и их взаимодействию.
Память — это способность получать и хранить информацию о простых деталях и об абстрактных событиях. Процессами памяти являются различные способы сохранения информации, поскольку одновременно этот процесс разбирается с несколькими фактами, обеспечивает целостность нашей жизни. Без памяти жизненный опыт познавательного пути распался бы на мелкие фрагменты, созданные каждым мгновением жизни. Поэтому нужно знать, что память как познавательный процесс свойственна только разумным существам, и что им является способность не только усваивать информацию, но и своевременно использвоать факты с целью кластеризации.
Памяти человека и процессам памяти посвящены тысячи исследований. Легко вспоминаются радостные события жизни и стираются из памяти эмоционально неприятные. Но бывают ужасные и сильные воспоминания, стрессовые расстройства, они могут преследовать человека долго.
Мозг работает иначе, чем другие органы. Почки или печень, например, не могут получать и обрабатывать информацию о раздражителях, их клетки не могут хранить и вызывать воспоминания, обеспечивать работу сознательной мысли.
Память как психический познавательный процесс в психологии
Особенности процессов памяти зависят от того, что нервная клетка отличается от остальных как разнообразной, так и неправильной формой, тонкими выростами, дендритами и аксонами, путь которых трудно проследить. Аксон один, а дендритов много. Не ясно, где их начало в одной клетке и где окончание на теле другой. Они в сто раз тоньше человеческого волоса, поэтому трудно обнаружить их наружную мембрану. Отростки одной клетки так близко лежат к отросткам другой, что кажется, они связаны. Клетка с отростками носит название «нейрон». Процессы памяти в психологии тесным образом связаны с биохимией и некоторыми химическими веществами.
Мозг состоит из нейронов. Дендриты полагают сигналы от одних нейронов, а аксоны передают сигналы другим нейронам. Передача сигнала от аксона другим дендритам происходит в определенном месте — в синапсе. Там между аксоном одного нейрона и дендритом другого есть синаптигеская щель; они чуть-чуть не касаются друг друга. Аксон «сказал» — дендрит «услышал». Среди нейронов нет беспорядочных связей, они формируют синапсы только с определенными нейронами и создают нейронную цепь.
Характеристика процессов памяти человека была бы не полной без упоминания своеобразных проводников данного механизма, и здесь самое время сделать отступление и вспомнить витамины группы В. Почему они должны приниматься в комплексе? Потому что вдоль всей нейронной цепи каждый выполняет свою функцию! Представим себе всю нейронную цепь как дорогу, которую вы не знаете. Один витамин из группы В способствует тому, что вы восприняли информацию, другой помог ее осознать, третий повел по дорожке, четвертый ускорил движение. Дошли до преграды (синаптическая щель) — пятый помог ее «перепрыгнуть».
Вы же не хотите, чтобы на незнакомой дороге вас бросили на половине пути? И информационные сигналы тоже не хотят, у них своя цель, они должны дойти. Есть ведь еще и шестой, и седьмой из дружной семьи. Они дадут энергию пройти весь путь. А можно так идти, чтобы путь был радостным. И все это делают витамины группы В.
Есть витаминные средства для сохранения и укрепления памяти, ведь этот психический процесс так хрупок! Печально все — и когда человек лишается руки или ноги, или даже пальца, но совершенно особая печаль — потеря памяти. Когда с достижением почтенного возраста ослабевает память, это и беспокоит и раздражает, хотя потом забытое вспоминается. Но сколько случаев, когда наступает полная амнезия и человек не помнит даже своего имени, оказываясь затерянным в пространстве и во времени. И при этом он понимает, что память потеряна, а это усиливает переживание.
Какие виды памяти бывают развиты у всех людей: взаимодействие различных процессов
Виды и процессы памяти подразделяются в зависимости от используемых кластеров и нейронных связей. При разных формах обучения тренируются различные виды памяти, человеку все они позволяют оптимизировать повседневную деятельность. Есть кратковременная и долговременная память. Взаимодействие различных видов памяти у человека приводит к мыслительному процессу, в ходе которого возможны сопоставления и сравнения.
Фундаментальное свойство памяти состоит в том, что она формируется поэтапно. Кратковременная память сохраняется минуты, а долговременная много дней и даже дольше. Благодаря повторению информация из кратковременной памяти переходит в долговременную. Поговорим о том, какие виды памяти бывают у человека и какими отличительными характеристиками они обладают. Установлено, что долговременная память не является простым продолжением кратковременной.
Но как это происходит? Между числом повторений и сохранением в памяти существует линейная зависимость. Кривая забывания показала, что если учили и забыли, то в памяти что-то остается и после забывания. Для повторного заучивания требуется уже меньше времени и меньше повторений. Забывание быстро происходит вначале, в первый час заучивания, а потом идет пологое снижение в течение месяца.
Как же происходит закрепление долговременной памяти? Для этого нужно обратить на получаемую информацию внимание и осмыслить ее, ассоциировать со знаниями, уже хорошо закрепленными в памяти. Значит, если просто записывать лекцию, это механическое движение руки и только. А активное восприятие идет с включенным вниманием и осмыслением услышанного, да еще хорошо, если это опирается на уже знакомое. Тогда устанавливается логическая связь между полученными знаниями, а не воспринимаются обрывки их.
Чтобы от памяти была польза, нужно извлекать из нее то, что в ней записано. Часто информация в мозге есть, но воспользоваться ею человек не может. Для этого нужен ключевой сигнал, который ассоциируется с приобретенным в ходе обучения опытом. Он может быть внешним раздражителем (запах, мелодия) или внутренним (мысли). И сразу включается воспоминание. Разве не бывает так, что вы вдруг обнаруживаете: знаете данное слово, например, или название, даже не подозревая об этом? Значит, раньше слышали или читали, или кто-то говорил, а вы запомнили.
Выявлено, что не только нервная система состоит из нейронов, связанных специфически проводящими путями, но такие же связи есть и внутри клетки. Молекулы взаимодействуют друг с другом в пределах клетки, там есть биохимические сигнальные пути. По ним информация передается в виде молекул с поверхности клетки в ее внутреннюю среду. Молекулы, плавающие внутри клетки, распознаются другими специфическими молекулами, связываются с ними и регулируют их активность.
Сколько великих имен и великих открытий на этом пути! Сколько своих предназначений выполнили исследователи нервных клеток и процессов в них! Не просто так взяли и придумали витамин памяти. В его состав не вложить ничего, если не понимать всех происходящих процессов.
Исследование влияния генов на память проводилось на мухах-дрозофилах. У них всего 4 пары хромосом и короткий репродуктивный цикл из 12 дней. На мух воздействовали двумя пахучими веществами. Потом учили избегать один из этих запахов. Помещали мух в другую камеру, где два запаха были разнесены на разные концы камеры. Уже обученные мухи избегали первого запаха. Очевидно, они «понимали» его опасность. Тогда выявили одну муху, не способную запоминать, ее назвали dunce (тупица). Так искали мутации в генах памяти.
Обучение идет только важному, полезному для жизни опыту. Если бы эта муха знала, что избегать запаха жизненно необходимо, она бы научилась. А так, видно, посчитала это не очень полезным для себя опытом.
Повторение необходимо для долговременной памяти. Но в экстремальных ситуациях в ядро может поступить сразу большое количество сигналов, это обеспечит опыт, который запишется в долговременную память. Подобное может возникать при сильных эмоциях в каком-то событии.
У некоторых людей развиты определенные разновидности памяти — на зрительные образы, ноты, стихи, тексты и т. д. Для возраста характерна потеря памяти. На сегодняшний день достоверно установлено, какой вид памяти развит у всех людей, что позволяет с уверенностью говорить об открытии тайн головного мозга. Все без исключения современные люди обладают полноценность способностью запоминать художественные образы. Нет ни одного человека, который не запоминал бы содержание фильмов.
Процессы и механизмы памяти: восприятие и ощущения
Процессы и механизмы памяти включают в себя множество психологических нюансов. Наша уверенность в точности собственного восприятия — иллюзия вроде обмана зрения. Мозг не просто берет и воспроизводит поступающие от органов чувств необработанные данные. Эти данные сначала разбираются на составные части, анализируются и собираются воедино в соответствии со встроенными в данную систему связями и правилами. А собираться могут не в точности. Очевидцы видят одно и то же событие, а какими разными бывают его интерпретации. Все процессы памяти, восприятия и ощущения корректируются центральной нервной системой в строгом соответствии с заложенными в глубинах нейронов формами и текстурами образов.
Внимание, оказывающее влияние на процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение), служит фильтром, отбирающим часть поступающих извне сведений для обработки их мозгом. Миллионы объектов действуют на мои органы чувств, но никогда не станут частью моего опыта, потому что не представляют для меня никакого интереса.
Внимание — это сосредоточенность сознания, его концентрация. Внимание усиливает психологические процессы памяти и реакцию нейронов зрительной системы на раздражители. Внимание может быть непроизвольным и произвольным.
Какие процессы называются памятью: запоминание, сохранение и воспроизведение
По сути, так как памятью называется процесс усвоения, сопоставления и идентификации объектов с ранее созданными слепками образов, то многое зависит от уровня развития личности. Не только линии, но и форма, цвет, движение, удаленность — все передается по особым нейронным путям в мозг, где собирается вместе и формируется в единую картину. Обработка идет в разных участках мозга. Человек может иметь хорошее зрение, но не отличать степень удаленности предметов, другой человек может не ощущать движения объекта.
В 1976 г. впервые использовали открытия генной инженерии в производстве лекарственных препаратов для улучшения памяти. Два друга вложили в компанию по 500 долларов и основали фармацевтическую фирму, в 2009 г. швейцарская компания выкупила ее за 40 млрд долларов.
Чем дольше живут люди, тем актуальнее с возрастом становится проблема потери памяти. У 40 % людей старше 70 лет функции процесса памяти не хуже, чем были 30 лет назад. У остальных она ослабевает. На ранних этапах это не влияет на другие функции — речь, решение задач. У половины из 60 % есть легкое нарушение памяти — забывчивость, а у другой половины развивается болезнь Альцгеймера — дегенеративное заболевание нервной системы.
На ранних этапах болезни Альцгеймера все похоже на старческую забывчивость, но позже ухудшение памяти прогрессирует и нарушаются другие познавательные функции. Старческой забывчивость названа условно, так как может начаться не в старости, а на пятом десятке жизни. Со временем изменения усиливаются.
Нужно ли улучшать память у здоровых молодых людей? Принимать ли препараты при поступлении в учебные заведения? Когда возникает вопрос, как использовать достижения науки, всегда встает этическая проблема. Так возникла дисциплина «биоэтика». Она, в частности, рассматривает проблемы приема препаратов, усиливающих познавательные функции.
Источник: