Менеджер по продажам – одна из самых востребованных профессий за последние несколько лет. В любую сферу предпринимательства, которая связана с предоставлением услуг или производством товаров, требуется человек, который будет заниматься продвижением конечного продукта. От его профессионализма зависит успех предприятия. Но рано или поздно перед сотрудником встает вопрос: «Где и как искать новых клиентов?» Об этом пойдет речь в сегодняшней статье.
Специфика профессии
Услуги менеджера по продажам требуются практически в любой сфере: страхование, торговля спецтехникой, автомобилями, текстильными изделиями, недвижимостью, продуктами питания.
Основные задачи
Вне зависимости от того, что продает человек, суть работы не меняется. Важен конечный итог: заключение выгодной сделки, увеличение объема продаж, постоянное сотрудничество с проверенными заказчиками и поиск новых для улучшения показателей работы. Установление выгодных партнерских отношений – основная задача менеджера. На подписании договора работа не заканчивается. Необходимо контролировать процесс отгрузки и поставки товара, своевременной оплаты, оперативно решать возникающие проблемы.
Личностные качества
Хороший продажник – организованный, целеустремленный человек.
-
Он коммуникабелен. Умеет найти подход к разным типам людей, завязать разговор с незнакомцем, заинтересовать его.
Имеет представление о тайм-менеджменте. У эксперта в области продаж всегда есть четкий план, распорядок дня. Он знает, что важно не только продуктивно работать, но и эффективно отдыхать, чтобы набираться сил для новых свершений.
Мотивирован на результат. Активен, заинтересован в решении поставленных задач. Он знает, что зарплата зависит непосредственно от его целеустремленности, желания достичь высоких показателей.
Креативен. Ищет небанальные способы выхода из сложных ситуаций, решения проблем.
Открыт к получению нового опыта, знаний. Постоянно в поиске новых ниш для саморазвития. Посещает профессиональные семинары, читает литературу, которая помогает достичь успеха.
хороший менеджер по продажам — креативный, коммуникабельный, заряженный мотивацией и всегда готовый учиться новому
Советы новичкам
Если вы только начинаете строить карьеру в области продаж, приготовьтесь к тому, что по началу будет сложно. Даже опытные менеджеры время от времени испытывают трудности с обновлением клиентской базы. Конечно, креативный человек отыщет способ расширить круг заказчиков. Поэтому специалистам, только начинающим свой путь по карьерной лестнице, нужно постоянно работать над самосовершенствованием и набираться опыта. Какой он, начинающий менеджер по продажам?
-
Выдержанный, хладнокровный. Он знает, что успех рано или поздно придет, главное – работать в правильном направлении, прилагать максимум усилий.
Готов к трудностям. Грамотный специалист понимает, что не бывает «легких» сделок. Он всегда на чеку, держит в голове всевозможные варианты развития событий.
Верит свои силы. Даже после неудач не опускает руки, работает над ошибками.
Занимается самосовершенствованием. Не ждет, что руководитель направит его на курсы повышения квалификации. Читает необходимую литературу, посещает тренинги, участвует в тематических онлайн-семинарах.< /li>
С чего начать работу?
Подходить к поиску клиентов по принципу «с места в карьер» достаточно тяжело. Умение эффективно и выгодно продать свой товар, убедив заказчика, что он ему необходим – целая наука. С чего начать поиск новых клиентов менеджеру по продажам? Вот несколько советов, и они не включают «холодные» звонки по имеющейся базе телефонов, поскольку данный метод не очень эффективен в первое время.
Изучение товара
Хорошо изучите качественные характеристики продукции, которую продвигаете. Узнайте обо всех стадиях производства. Хорошей практикой может быть посещение цехов. Вы должны досконально знать процесс, чтобы быть готовым дать подробный ответ заказчику. Даже опытным специалистам время от времени необходимо освежать знания. Ведь процесс создания продукции меняется, совершенствуется. Потенциального клиента можно заинтересовать новыми, недавно внедренными технологиями. Ответьте на вопрос: «Почему ваша продукция лучше, чем товар конкурентов»? Выпишите главные плюсы продукта, который продвигаете. Всегда держите их в голове.
Составление портрета потенциального клиента
Кто ваш покупатель? Ответ на этот вопрос даст представление о том, кому эффективно можно предложить товар. Если продукт или услуга ориентированы на подростков, не стоит в будущем тратить время на «обработку» людей пенсионного возраста. Нарисуйте в голове портрет возможного заказчика. Представьте его распорядок дня, пол, возраст, сферу деятельности, особенности характера. Работа будет неэффективной, если предлагать продукт категории людей, не заинтересованной в его приобретении и использовании.
Упорядочение базы
Как правило, руководитель дает новичку некий список из контактов потенциальных заказчиков. Не стоит начинать обзванивать их по алфавиту, нужно разобраться, что за организации и люди включены в этот перечень. Отсортируйте его по городам, специфике деятельности предприятий, иным критериям, которые можно связать с товаром, который вы предлагаете. Лишь после этого начинайте работать с базой.
Создание шаблона коммерческого предложения
Чтобы быстро реагировать за запросы, составьте шаблон со сведениями о продукции, которую предлагаете. Впишите туда свои контакты (все телефоны, почту, адрес фирмы). Обязательно укажите, что по вопросам приобретения товаров и услуг следует обращаться к вам. В сфере продаж важно оперативно реагировать на запросы потенциальных покупателей. Если вы будете тратить время на то, чтобы каждый раз описывать преимущества продукта, вас опередит конкурент. Подготовьте документ в формате pdf или doc. Всегда оставляйте пустую строку, чтобы вписывать туда имя заказчика или название фирмы. Это говорит о том, что вы с уважением относитесь к клиенту и знаете каждого «в лицо».
максимально подробное знание характеристик товара облегчает работу менеджера и увеличивает продажи
Процесс поиска новых клиентов
Даже в работе профессионалов, а не только новичков, рано или поздно возникает момент, когда необходимо расширить существующую клиентскую базу. В действительности же этим стоит заниматься в любую свободную минуту, поскольку специфика деятельности менеджера в сфере продаж непостоянна. Влияет сезонность, экономическая ситуация в стране. Вот некоторые практические рекомендации.
Холодные звонки
Проверенный годами способ. Следует помнить, что обзванивать нужно лишь тех потенциальных клиентов, которые подходят под нарисованный вами портрет. Методика холодного обзвона работает так:
-
найдите человека, который принимает решения по заключению сделки;
дозвонитесь до него;
представьтесь, опишите род деятельности вашей фирмы;
уточните, есть ли у человека время пообщаться с вами;
если ответ на предыдущий вопрос положителен, кратко, но интересно расскажите о предлагаемом товаре;
внимательно выслушайте пожелания потенциального покупателя;
выступите с предложением назначить личную встречу, если это необходимо, чтобы продемонстрировать преимущества продукции;
подготовьте коммерческое приложение в соответствии с информацией, которую почерпнули из общения;
вежливо попрощайтесь, вышлите предложение на электронную почту.
Помните, что вам нужно четко представлять цель подобного общения: заинтересовать клиента, назначить встречу или договориться о сотрудничестве посредством разговора по телефону или по электронной почте.
Онлайн-форумы
Поиск заказчиков на тематических интернет-площадках эффективен, если вы имеете полное представление о продаваемом продукте и знаете специфику рынка, нюансы деятельности конкурентов. Вы можете:
-
размещать информацию о реализуемом товаре на узкоспециализированных форумах;
делиться своим экспертным мнением, отвечать на вопросы;
демонстрировать знания в смежных областях;
размещать рекламу своей фирмы;
изучать рынок сбыта путем общения, обсуждения насущных проблем.
Соцсети
В век интернета и смартфонов поиск потенциальных клиентов через социальные сети – достаточно надежный способ установить новые, крепкие партнерские отношения. В зависимости от специфики реализуемого товара выбирается социальная сеть. Старшее поколение предпочитает одноклассники, молодежь 13-20 лет вконтакте, активные молодые люди 25-35 лет фэйсбук и инстаграм. Ищите контакты для бизнес-развития там, где «сидят» ваши возможные партнеры и покупатели.
Доски объявлений
Рекламные интернет-порталы делятся на платные и бесплатные. Они различаются по отраслевой направленности (общие, узкоспециализированные), охвату аудитории и территории. Подав туда объявление, вы обеспечите пассивное продвижение своему товару. Укажите свои полные контактные данные (телефон, электронная почта), емкую характеристику продукта, добавьте качественные фото. Пусть публикация работает на вас. Неизвестно, где «эффективнее» сработает объявление. Советуем размещать информацию как за деньги, так и бесплатно.
Тематические мероприятия
Посещение выставок, форумов, семинаров – важная часть деятельности менеджера по продажам. Это клондайк новых клиентов, особенно если вы коммуникабельны, открыты к общению. Там можно добиться множества целей:
-
познакомиться со спецификой деятельности потенциальных фирм-заказчиков;
договориться о личной встрече с интересующими вас людьми;
выгодно представить свой товар;
завязать полезные знакомства;
изучить конкурентов;
раздать свои визитки.
Важно, что после посещения таких мероприятий с возможными партнерами нужно связываться в ближайшее время, пока впечатления о вас и вашем товаре свежи. На самом форуме нельзя быть навязчивым, необходимо демонстрировать заинтересованность в сделке, но и помнить о собственном достоинстве. Умение правильно выстроить общение – залог установления успешного партнерства в будущем.
Рекомендации
Успешный и действенный способ получить контактные данные новых клиентов – рекомендации настоящих партнеров. Вы можете написать своему заказчику письмо с просьбой порекомендовать тех, кому может быть интересен ваш товар. Ведь в бизнесе прекрасно работает «сарафанное радио». Либо завязать разговор об этом при личной встрече. Люди любят чувствовать себя нужными, помогать, давать ценные советы. Найдите правильный подход к клиенту, тогда он охотно поделится с вами контактами.
Знакомые
При реализации товаров массового потребления «прощупать» почву можно среди друзей или родственников. В их кругу общения наверняка окажутся люди, которым будет интересен товар, который вы предлагаете. Не стоит полагаться на этот метод, но данный вариант вполне может выручить, когда вы этого не ожидаете. Главное при случае подробно рассказать близким людям, чем вы занимаетесь, каких успехов добились.
Реклама
Рекламу своей фирмы нужно не только размещать на всевозможных порталах. Необходимо изучать предложения в смежных сферах, уделять время чтению буклетов, коммерческих приложений, поступающих вам. Анализируйте этот рынок, и, возможно, найдете новые ниши для сотрудничества.
Менеджер по продажам – творческая, креативная и ответственная профессия. От личностных и профессиональных качеств специалиста, его умения найти подход к потенциальному партнеру, зависит прибыльность бизнеса. Из нашей статьи вы узнали, где искать новых клиентов менеджеру по продажам. Обязательно пользуйтесь этими рекомендациями и совершенствуйте их, так вы расширите базу заказчиков и, в итоге, построите успешную карьеру.
Источник: