Дети в начальной школе очень любопытные. Именно в возрасте 7-10 лет они очень живо интересуются всем, что их окружает. В этот период детям удается прекрасно запоминать все новое и неизвестное, поскольку они впитывают всё как губки. Если ребенок младшего возраста относился к реальности как к чему-то неизведанному, то в 6-10 лет он уже осознанно начинает все анализировать и запоминать. В начальной школе у детей преобладает эмоциональная и образная память. В нашей статье вы узнаете о том, какие еще бывают виды памяти и как их развить у школьника начальных классов.
Как лучше всего тренировать память?
Прежде всего хотим сказать несколько слов о видах памяти. Она бывает:
Зрительная;
Слуховая;
Ассоциативная (образная);
Двигательная;
Логическая.
Психологи считают, что развитие памяти у младших школьников требует определённого терпения и навыков родителей. Очень важно находить время для общения со своим ребенком. Совместные упражнения и игры с ребенком на запоминание новой информации положительным образом влияют на его развитие. А запоминание было эффективнее, специалисты рекомендуют сделать занятия интересными и веселыми. Лучше всего использовать яркие картинки, образы, истории. Хорошо запоминается то, что ребенку уже знакомо. Обязательно следите за внимание ребенка. Если во время совместных занятий малыш ничем не интересуется и пропускает все мимо ушей, то и толку от них не будет. Развитие внимания во время упражнений на память тоже очень важно.
Ниже мы рассмотрим некоторые приемы развития памяти у школьников начальных классов.
Задания для тренировки зрительной памяти
Зрительная память очень важна, поскольку способствует формированию у ребенка навыка создавать в памяти зрительный образ. Лучше всего этот вид памяти тренировать, используя наглядный материал
Разноцветные картинки
Для этого упражнения потребуется несколько цветных карточек (от 3 до 5). Школьнику показывают их в определенной последовательности, после чего просят её воспроизвести. Как только ребенок назвал порядок, в котором располагались цвета, названное им сверяется с исходным материалом.
Нашествие инопланетян
Очень эффективное упражнение для получения способности фиксировать в памяти образ и воспроизводить его.
Взрослый рисует на листе бумаги инопланетное существо, состоящее из геометрических фигур (не более 4-х). Можно заранее приготовить 3 рисунка. Далее один инопланетянин показывается ребенку примерно на 30-40 секунд, время можно варьировать. Задача малыша – запомнить рисунок, мысленно его представив во всех деталях, а затем самостоятельно изобразить на отдельном листе. Задачу можно усложнить, показывая ребенку несколько картин одновременно. Но здесь ориентируйтесь на индивидуальные особенности малыша. Таким образом очень хорошо тренируется фотографическая память ребенка.
Описание картинок
Взрослый заранее готовит несколько картин, на которых изображены несколько предметов, лучше всего разной формы и цвета. Картинка показывается ребенку на несколько секунд, потом он закрывает глаза и подробно описывает то, что запомнил. Будет достаточно сделать 5-³ картинок. Если малыш легко справляется с заданием, то выбирайте изображения с большим количеством деталей.
Память у младших школьников: развивается лучше, если постоянно тренировать мозг различными задачками и интересными интеллектуальными занятиями
Задания для тренировки слуховой памяти
Слуховая память отлично помогает ребенку в учебе. Ниже мы рассмотрим методики её развития.
Собираем чемодан
Это упражнение можно выполнять в группе. Дети садятся в круг, а взрослый называет вещи, которые он возьмет с собой в путешествие. К примеру: « Я собираюсь взять с собой часы.» Следующий повторяет за ним его предложение и добавляет что-то свое, к примеру: «Я собираюсь взять с собой часы и книгу!». Далее третий ребенок добавляет то, что он возьмет с собой. И так продолжается, пока кто-нибудь не собьется. Проигравшему можно придумать небольшое задание, например, рассказать стишок.
Слушаем сказку
Это упражнение не только на развитие памяти, но на внимание. На уроке даем ребятам задание – хлопать в ладоши, как только учитель говорит определенное слово в прочитанной им сказке. Это слово или фраза заранее им обговариваются. Кто не был внимателен – выбывает из игры. Упражнение подойдет и для занятий с родителями. Взрослые тоже могут потренироваться.
Запоминаем цвета
Детям в 3 классе можно дать следующее задание: раздать раскраски, фломастеры или карандаши. Далее учитель описывает картинку с названием деталей раскраски и их цветов. Задача ребенка – найти изображение на рисунке и раскрасить его в нужный цвет.
Задания для тренировки ассоциативной памяти
Развитие памяти у младших школьников путем создания ассоциаций – метод очень эффективный. Есть целая наука, мнемотехника, которая тренирует ассоциативную память. Мы же поговорим о том, как применить её на детях.
Придумываем слова
Составьте список слов. Давайте малышу одно слово, его задача – подобрать к нему ассоциации. И так с каждым словом из вашего списка. Чем больше ассоциаций – тем лучше.
Пары слов
Ребенку предлагается пара слов, между которыми отсутствует связь. Предложите ему придумать историю, в которой будут задействованы эти слова.
Логическая цепочка
Составьте цепочку из нескольких слов, достаточно будет 5-6. К примеру, суп, каша, картошка, творог, мясо. Предложите ребенку подумать над тем, что их объединяет и как назвать это одним словом. Тренирует не только ассоциативную память, но и логическое мышление.
Задача и родителей, и учителей – максимально разнообразить детский досуг. Родителям следует больше времени уделять развитию своего ребенка в свободное от учебы время, но при этом это должно быть в удовольствие обоим. Устройте ребенку красивую презентацию с яркими рисунками, возможностью творчества, свободой мышления. Пусть занятия с вами будет ему в радость. Тогда развитие его произвольной памяти будет идти гораздо быстрее. Возможно, даже скучная математика уже не будет для него сложным предметом.
Источник: