Наиболее сложным и распространенным дефектом патологии речи считается ОНР – общее недоразвитие речи. И, как подчеркивает весьма известный и опытный детский логопед (Ростов-на-Дону), подобная патология может оказаться у четырех-пятилетнего ребенка, если он даже хорошо слышит, но говорит довольно мало и неразборчиво. Вся система родного языка посильна дошкольнику четырех с половиной – пяти лет, у него должна быть связная речь с изложением своих мыслей в форме развернутых сложных предложений, а также легкость пересказывания сказок и рассказов. Он может произносить все звуки, имеющиеся в родном языке, с легкостью проговаривать многосложные слова, в его словарном запасе должно присутствовать четыре-пять тысяч слов.
Степень выраженности ОНР может быть совершенно разной: это может быть полная невозможность соединения слов во фразы, произнесение отдельных комплексов звукоподражания (ав-ав, ту-ту, му-му) вместо слов или развернутая речь, содержащая элементы недоразвития как фонетико-математические, так и лексико-грамматические. Общее недоразвитие речи охватывает все компоненты, входящие в языковую систему: грамматику, лексику и фонетику. Это и дает название самому дефекту и подсказывает о необходимости обращения в детский логопедический центр к специалистам.
Следует особо отметить, что наряду с перечисленными особенностями речи, для детей с ОНР характерной считается еще и неполноценная сформированность плотно связанных с речевой деятельностью следующих процессов:
а) нарушение внимания и памяти;
б) нарушение пальчиковой и артикуляционной гимнастики;
в) недостаточное формирование словесно-логического мышления.
Эти названные процессы очень тесно связаны с функцией речи и из-за этого появляются иногда трудности с определением первичности и вторичности, то есть причины и следствия. Особенно это связано со словесно-логическим мышлением и вниманием. Добиться положительных результатов обязательно поможет детский логопед, если к нему своевременно обратиться.
Проявляются же личностные или характерологические особенности детей с общим речевым недоразвитием во время занятий – у одних деток наступает утомление намного быстрее, чем у нормально развивающихся, они начинают вертеться, отвлекаться, разговаривать, не вникая в учебный материал. Другие же, напротив, тихо и спокойно ведут себя, не воспринимая задания, невпопад или вообще не отвечая на вопросы.
Общаясь между собою, некоторые дети становятся сверхвозбудимыми, слишком подвижными и трудноуправляемыми. А у других, напротив, не проявляется никакого интереса к играм, к чтению воспитателем книжек для них, их характеризует вялость и апатичность.
Такие детки часто имеют навязчивое чувство страха, чрезмерную впечатлительность, склонность к желанию все делать наоборот, то есть проявлять негативизм. В данной ситуации крайне необходима консультация детского психолога, на которую следует записаться.
В итоге можно подчеркнуть, что дети с ОНР имеют ряд особенностей в личностной и психической сфере. Вместе с нарушениями речи наблюдается характерное снижение умственной работоспособности и увеличение психического и эмоционального истощения, наличие излишней раздражительности и возбудимости.