Годовалый ребенок уже может продемонстрировать родителям и врачам ряд приобретенных способностей. Дети в этом возрасте невероятно интересны. Давно развиты умения перемещать взгляд вслед за движением источника света, самостоятельно удерживать голову, наблюдать за погремушкой и слушать ее звук, трогательно улыбаться маме с папой, производить переворот тела с живота на спину и в обратном направлении, протягивать ручки к игрушкам, свободно произносить характерное «агу», правильно сидеть и активно ползать. Внутренний мир, круг интересов и спектр возможностей малышей в таком возрасте интенсивно расширяется. Мы рассмотрим основные нормы и факты в этой статье. Всем родителям будет полезно узнать, как развивать ребенка в год таким образом, чтобы он не скучал, рос физически здоровым, своевременно и успешно проходил необходимые трансформации психики.
Способности ребенка в годик
Двигательная активность
Нормально развивающийся ребенок к году уверенно стоит, не пользуясь поддержкой. При ходьбе, в том числе по лестнице, он может держаться или не держаться за руку взрослого. Ловко забирается и слезает с кровати и дивана. Навык ползания может присутствовать или отсутствовать, оба варианта нормальны. Малыш способен присесть, распрямиться и встать на ноги, независимо от исходного положения. Родители должны гулять с ребенком за руку, помогая ему изучить открывшийся перед ним мир новых возможностей.
Познавательные игры
Необходимо посвящать большое количество времени правильным играм, таким как постройка башни из кубиков, сбор пирамидок, складывание в емкость мелких предметов, закрывание и открывание крышек. Для манипуляции годятся предметы быта, мячики и машинки. Годовалые дети с удовольствием изучают содержимое шкафов, выдвигают и задвигают ящики мебели, подражают сверстникам и взрослым, играют в песочнице, захватывают мелкие детали указательным и большим пальчиками – все это способствует развитию. Взаимодействуя со своими игрушками, дети их кормят, укладывают спать, расчесывают, наказывают и так далее.
Социально-эмоциональная сфера
Правильно развивающийся ребенок к году способен выражать чувства по отношению к родственникам или своим любимым игрушкам, он их обнимает и целует. Растущая личность с радостью принимает новые занимательные объекты и игры. Каждый близкий человек безошибочно идентифицируется и воспринимается позитивно. Папа с мамой узнаваемы даже на фото. Присутствует указательный жест. Появление в поле видимости незнакомцев или контакт с чужими людьми может вызвать негативную реакцию. Дети любят делать вид, что говорят по телефону, гримасничать и любоваться собой возле зеркала, остро реагировать слезами или криком на критику в свой адрес, имитировать чужую мимику, рисовать, весело танцевать и по-своему подпевать, когда звучит музыка. В этом возрасте необходимо взаимодействовать с книгами, большинство детей с удовольствием изучают и показывают рисунки, перелистывают странички.
Речевое развитие
Родителям рекомендуется стремиться к тому, чтобы годовалый ребенок не только осваивал навык активной речи, но и глубже понимал, правильно интерпретировал обращенные к нему слова. Словарный запас может состоять из 2-10 слов, которые произносятся детским способом как реакция на вопрос «кто это?». Также годовалый ребенок должен реагировать на собственное имя, издавать различные звуки, изображать простые действия и имитировать голоса животных, повторять новые слова. До года полезно задействовать руки, играя в «ку-ку», прощаясь характерным маханием, здороваясь, делая хлопки, изображая полет птицы, указывая на определенные знакомые предметы. Следует предложить ребенку 2 картинки, он непременно покажет по просьбе одну из них. Также можно протестировать его, выставив перед ним 4 предмета, добиваясь показа одного требуемого объекта из этого ряда. С детьми к году все проще общаться, так как они уже осознают значение запретов («нельзя»), легко выполняют простые поручения.
Бытовая сфера
Ребенку после года несложно откусывать и пережевывать печенье и хлеб, пить из поильника или чашечки, держа посуду в руках. Стоит в этом возрасте познакомиться со столовыми приборами. Многие дети определенным образом демонстрируют свое желание воспользоваться горшком. Родители должны всячески поощрять попытки сообщить о мокрых штанах или другой проблеме. Процесс одевания и раздевания увлекает годовалого ребенка, он будет стараться выполнить простые манипуляции сам. Чтобы вовремя развить бытовые навыки, следует уделить достаточно внимания вопросу гигиены: годовалый ребенок может свободно умываться водой из крана, вытирать лицо и ручки полотенцем.
Как развивать ребенка в год: играть в развивающие игры, расширять кругозор и позитивно общаться
Простые советы по развитию ребенка в возрасте 1 год
Если родители не знают, как развивать ребенка в год, то им следует ознакомиться с соответствующей литературой или получить консультацию педиатра. Варианты развивающего взаимодействия с годовалым ребенком:
-
играть в мяч путем перекатывания или бросания его друг другу;
залезть на возвышенность и слезть с нее;
поднимать игрушки с пола, приседая за ними;
самостоятельно ходить;
поднимать ноги из положения лежа;
сгибать-разгибать корпус, сидя на руках у взрослого;
проползти под специально установленным препятствием или через хула-хуп;
приседать, держась вместе со взрослым за обруч;
отвинчивать и завинчивать пробки;
создавать впечатление того, что он помогает по дому;
играть с простыми сортерами, пазлами, конструкторами;
раскладывать игрушки и вещи на места, по полочкам;
читать знакомые сказки по возрасту;
совершенствовать навык лепки, рисования карандашами и красками;
изучать разные текстуры, заниматься на спортивных снарядах;
играть с развивающими карточками.
Правильное поведение родителей и других родственников закладывает правильную базу для корректного психического, физического, речевого и социального развития ребенка. Для оценки способностей детей и своевременной помощи при наличии проблем – необходимо вовремя посещать специалистов и неукоснительно исполнять все их предписания.
Источник: