Важный момент при развитии ребенка, его подготовки к школе, научиться определять последовательность событий. Для тренировки подойдет дидактическая игра «Логические цепочки». Карточки нужно распечатать, разрезать на квадратики и предложить малышу определить, что сначала, а что потом. Не торопите ребенка, пусть хорошо подумает, включит логику, объяснит свою точку зрения, а потом у него будет получаться все быстрее и легче. Для деток 6-7 лет можно предложить по расставленным в логическом порядке картинкам составить небольшой рассказ в качестве развития речи.
Сто сначала? Что потом?
Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.
Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов. Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.
Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.
Расскажи историю
Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.
Скачать и распечатать карточки для игры
Тема продукты питания
Бытовые ситуации
Бытовые сюжеты часть 2
Карточки нужно распечатать на листах формата а4 с обеих сторон.
Методическое сопровождение к бытовым сюжетам
К 3,5 годам в норме дети понимают простые причинно-следственные связи. Но масса детей, имеющих речевые нарушения, испытывают трудности в понимании не только логико-грамматической конструкции, но и самих причинно-следственных отношений, которые эта конструкция обозначает. Из-за отсутствия умения определять причины и следствия произошедшего, дети неправильно строят фразу, неверно используют словосочетание «потому что», «из-за того что» и т.п. Данная серия картинок содержит причину и следствие. К ним еще нужно напечатать карточки со словами-связками «потому что», «из-за того что», «поэтому». Пары картинок предлагаются по усложнению: сначала очевидные следствия и причины, затем более сложные.
1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».
Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.
Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.
«Расскажи историю»
Серии сюжетных картин являются одной из самых сложных последовательностей, особенно, если в них появляется скрытый подтекст. Дети с нормальным развитием легко понимают последовательности картинок с очевидным смыслом уже в 4 года (некоторые даже раньше), понимание скрытого смысла (но доступного пониманию ребёнка из его жизненного опыта) появляется чуть позже – к 4,5-5 годам. Возможность составления рассказа по серии сюжетных картин в той или иной мере страдает при большинстве нарушений развития. В одних случаях страдает преимущественно речевое опосредование, в других – понимание простого сюжета, в третьих – понимание простого сюжета сохранно, но нет понимания скрытого смысла, в четвёртых – ребёнок понимает картинки, если их разложил по порядку взрослый, но не может выложить в правильной последовательности сам.
В набор включены картинки как с простыми, не имеющими подтекста сюжетами, так и с более сложными – со скрытым смыслом и юмором. Список трудно ранжировать, так как трудности зависят от специфики проблем ребёнка, так что выбирать последовательность имеет смысл с учётом особенностей каждого ребёнка.
Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку
наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.
Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.
Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш
уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.
Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в
гриб. Выглядывает из окошка в грибе.
Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и
ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.
Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем
толстой!
Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с
волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке
кулаком.
Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с
крышей и окнами.
Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчит
мышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, рас-
положенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.
Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк
идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная морда
хомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с
поднятой дыбом шерстью за прутьями.
Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и
цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.
Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц.
Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем
временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.
Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки ИЛИ включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.
При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.
***
Так как восприятие и понимание серийно организованного материала неотделимы от внимания, памяти, мышления в их различных проявлениях, то данное пособие на определённом этапе онтогенеза ребёнка становится универсальным для работы с когнитивной сферой в целом. Оно может быть использовано для решения как развивающих, так и коррекционных задач. Поскольку когнитивные особенности наблюдаются при большей части нарушений развития, это пособие применимо для большинства категорий детей, меняются лишь акценты и задачи в зависимости от типа проблем ребёнка.
Источник: