Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы ваш малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься. Как же это сделать? По какой методике работать? Ответы на эти и многие другие вопросы вы узнаете в нашей статье.
Необходимость развития образного мышления
Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:
-
научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр
Способы развития наглядно-образного мышления
Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.
Основные методы
Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:
-
прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
экскурсии в различные музеи, на выставки;
путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть — мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;
занятия с пластилином, глиной, гипсом;
сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;
поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.
Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:
-
покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
поясните свои действия;
попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
предложите малышу выполнить задания без использования примера.
Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.
Упражнения
Для того, чтобы развить у ребенка наглядно-образное мышление, необходимо использовать различные упражнения, проводимые в игровой форме. Далее мы рассмотрим самые результативные и популярные из них.
«Угадай, что это»
Для проведения этого задания вам понадобятся следующие предметы:
-
коробка;
небольшой мячик;
кукла;
машинка;
кубик;
собачка;
зайчик.
Взрослый берет коробочку и говорит малышу: «Давай узнаем, что в ней лежит». Затем показывает ребенку все игрушки по очереди и просит его их запомнить. Педагог накрывает мячик, кубик, куклу, зайчика и собачку тряпочкой или салфеткой и начинает описывать какой-то один предмет, попросив ребенка угадать то, о чем он говорит. Например, «Круглый, катится, прыгает, его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет». Если малыш не смог угадать, то взрослому необходимо еще раз показать данную игрушку и повторить упражнение. После правильного ответа, ребенку необходимо описать выбранный им предмет. Такое действие следует проводить с каждой игрушкой. Это упражнение прекрасно тренирует память, внимательность и образное мышление.
«Кто где живет?»
Для этого упражнения необходимо подготовить несколько картинок с животными и местами их обитания, например, медведь — берлога, зайка — норка, птичка — гнездышко, бобер — плотина. Покажите ребенку данные изображения, объясните суть задания и попросите запомнить, где живет какое-то определенное животное. Затем спросите: «Кто где живет?», показывая картинки поочередно. Такое задание формирует зрительную память и расширяет кругозор.
«Ищем мячик»
Для выполнения этого задания необходимо подготовить 5 резиновых мячей разных размеров и цветов: красные и красные с белой полоской (маленький и большой), зеленый с белой полоской (маленький и большой), 1 большой синий.
Педагог показывает ребенку каждый мячик поочередно и просит их запомнить. Затем мячи накрывают тряпочкой. После этого один из мячей описывается в виде простого рассказа, например, «Петя пришел во двор с большим красным мячом — найди тот мяч, который принес Петя». Взрослый убирает тряпочку и дает ребенку время на обдумывание. После того, как малыш сделал свой выбор, его просят объяснить почему он поступил так, а не иначе. Это упражнение тренирует зрительную память и развивает логическое мышление.
«Угадай и нарисуй»
Для правильного выполнения этого задания необходимо подготовить альбом или листок бумаги, карандаши и интересные загадки о чем-либо. Педагог загадывает ребенку какое-то слово, это может быть животное, что-то съедобное, а затем просит отгадать. Если малыш правильно отвечает на вопрос, то взрослый просит его изобразить на листе бумаги тот предмет, который был загадан. Такое упражнение отлично тренирует воображение, развивает фантазию и образное мышление.
рисование помогает развить образное мышление
«Найди половинку»
Для проведения игры «Найди половинку» необходимо напечатать несколько картинок с различными изображениями и разрезать их пополам. Например, это может быть гриб, машина, геометрические фигуры. Педагог раскладывает на столе в хаотичном порядке данные изображения и просит малыша найти их половинку. Это задание тренирует внимательность, сообразительность и наглядное представление о чем-либо.
«Что у них общего?»
Простое логическое задание «Что у них общего?» проводится с целью формирования у ребенка зрительной памяти, логического и образного мышления. Педагог должен подготовить несколько предметов, которые имеют что-то общее, например, кукла, мишка, мячик, машинка — это игрушки или самолет, автомобиль, пароход, поезд — это техника. Таким образом, ребенок учится классифицировать предметы, определяя их в одну группу на основе каких-либо общих признаков.
«Нарисуй картинку»
Для проведения данного упражнения понадобятся: несколько карточек с изображением птиц, млекопитающих, рыб, а также 3 конверта и карандаши. Педагог говорит: «Мои картинки кто-то перепутал — помоги мне разобрать их». Затем ребенок должен разложить карточки по 3 конвертам, причем так, чтобы в них оказались картинки, имеющие что-то общее между собой. После того, как малыш выполняет это задание, взрослый просит его изобразить на каждом конверте то, что в нем лежит. Эта игра формирует зрительную память, учит ребенка быть внимательным и наглядно мыслить.
«Где круг, а где овал?»
Взрослый называет ребенку различные предметы круглой и овальной формы, а затем спрашивает, что из перечисленного можно назвать кругом, а что овалом. Например, «Яблоко -круглое, а яйцо — овальное», «Какой формы апельсин, дыня, лимон?». Такое упражнение тренирует пространственное мышление и учит малыша думать.
«Что можно есть, а что нельзя?»
Для проведения данной игры необходимо заготовить несколько картинок, на которых будут изображены съедобные и несъедобные предметы, например, машина, дудочка, колбаса, морковь, ручка. Педагог показывает ребенку поочередно картинки и просит сказать, что из них можно есть, а что нет. Это задание развивает у ребенка сообразительность, внимательность и скорость мышления.
«Что может быть только внизу, а что только наверху?»
Взрослый предлагает ребенку подумать и сказать, что может быть только наверху, а что внизу. Например, «Посмотри наверх, что ты там видишь? — правильно, люстру» или «Посмотри вниз, что там? — верно, ковер». По аналогии, педагог просит малыша привести подобные примеры. Это упражнение развивает смекалку, воображение и образное мышление.
«Что бывает только сладким?»
Преподаватель просит малыша называть ребенку только то, что может быть только сладким в следующем формате: «Я называю сладкие продукты, а если я скажу неправильно, то ты говоришь стоп». Например, малина, конфета, сахар, дыня, лимон. Ребенок должен сказать: «Стоп!» при слове «лимон». Такое упражнение тренирует скорость мышления и внимательность.
«Скорее отвечай»
Для проведения этого задания вам пригодится небольшой мячик. Итак, вы встаете и говорите малышу: «Я буду называть различные цвета, а когда брошу тебе мяч, то ты должен назвать какой-нибудь предмет такого оттенка быстро, не задумываясь». Например, желтый, ребенок начинает искать в комнате что-то желтого цвета. Также использовать можно не только оттенки, но и материалы, из которых сделаны предметы, к примеру, деревянный, пластмассовый. Эта игра развивает наглядно-образное мышление, внимание и сообразительность.
«Чем они похожи?»
Преподаватель просит малыша найти два похожих предмета и рассказать об их общих чертах. К примеру, вы говорите: «Трава-огурец». Что у них общего? Ребенок должен ответить: «Они зеленые» или же «Солнце-лимон» — они круглые и желтые. Это упражнение формирует зрительное представление о разнообразных предметах, зрительное мышления и память.
«Убери лишнее»
Взрослый называет несколько слов, например, «чашка, машина, цветок, одуванчик, роза, клевер, василек» и просит ребенка убрать лишние из них. Малыш должен ответить, что сюда не подходят чашка и машина, так как все остальное — это цветы. Обязательно просите ребенка обосновать свой выбор, то есть по каком принципу он провел группировку тех или иных предметов. Данное упражнение развивает логическое мышление, смекалку и усидчивость.
«Какой это звук?»
Преподаватель просит ребенка назвать повторяющийся звук. Это упражнение на внимательность и сообразительность. К примеру, вы говорите: «ши-ши-ши — у меня карандаши или но-но-но — вот на дереве гнездо», затем спрашиваете: «Какой звук повторялся?». Малыш должен ответить: «Ш» или «Н».
Занятия по развитию образного мышления необходимо проводить регулярно для закрепления полученных знаний. Ведь, чем чаще вы будете заниматься со своим ребенком, тем быстрее появится первый результат. В нашей статье вы познакомились с достаточно простыми упражнениями, которые можно с легкостью выполнять в домашних условиях. Главное, запаситесь терпением, и тогда у вас все получится.
Источник: