Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

Сенсорной комнатой называют особую интерактивную зону, помогающую расслабиться, снять стресс и отдохнуть, проводя время за интересными занятиями. Предлагаем познакомиться с ней поближе.

Какими бывают помещения для сенсорной терапии?

Существует 2 основных вида комнат для расслабления и психоэмоциональной разгрузки детей.

Релаксационные

Обычно в таких помещениях имеются мягкое напольное и настенное покрытия — все поверхности застелены матами и подушками. В интерьере присутствуют кресла-качалки, сухой бассейн с пластиковыми светящимися шариками. Освещение в этой зоне слегка приглушено, обладая эффектом звездного неба. На потолочных конструкциях развешиваются зеркальные шары, блестящий дождь. Зачастую обстановка дополняется музыкальным сопровождением.

Активационные

Данные комнаты полностью покрыты тактильными панелями (пузырьковыми вибрационными трубками, массажными ковриками и приборами со светооптическими эффектами). В активационной комнате присутствуют пупырчатые фитболы, зеркала, визуально изменяющие размер площади. Периодически здесь включается яркое разноцветное освещение, создающее праздничную атмосферу.

специальное оборудование используется для активации или релаксации детей

Какое оборудование требуется для проведения занятий?

Для полноценных занятий в сенсорном помещении потребуются особые предметы.

Мягкие фигурки

Для правильной организации тактильной среды необходимы специальные мягкие геометрические фигурки: квадратики, прямоугольники, круги или полукруги. На них можно не только посидеть, но и построить из них что-нибудь интересное. Также очень часто в сенсорной комнате можно увидеть подушки, сделанные в виде животных. Данные элементы создают атмосферу уюта и комфорта.

Воздушно-пузырьковая колонна

Такое устройство применяется для стимуляции органов зрения, тактильных ощущений и эмоциональной разгрузки. Оно выполнено из прочного, закаленного стекла, которое наполнено чистой, дистиллированной водой. Под влиянием воздушного напора появляются пузырьки, подсвечивающиеся светодиодными лампочками.

Сухой бассейн

Для установки данного элемента необходимо выбрать обычный надувной бассейн, наполнив его пластмассовыми шариками небольшого диаметра (до 10 см). Его можно использовать для мышечной релаксации, отдыха, а также для активных развивающих игр. За счет занятий на таком снаряде ребенок научится понимать свое тело, контролировать эмоции, высвобождая излишки гиперактивной энергии. Постоянное контактирование тела с шариками оказывает благоприятное воздействие на нервную систему малыша.

Массажные предметы

Сюда можно отнести различные фитболы и рельефные коврики, которые способствуют снижению психоэмоционального напряжения. Они используются для проведения активных игр, а также для расслабления и отдыха.

Световые элементы

Главными источниками света в тактильном помещении являются настенный и напольный ковролин, оснащенный оптоволокном, светодиодные проекторы, подвесной потолок со светящейся лентой, флуоресцентные рисунки, фосфорные детали. Все они способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, а также исследовательского интереса.

световые элементы в комнате
Сенсорная панель

Данный элемент необходим для улучшения зрения и слуховых рецепторов, мыслительной деятельности, общего представления мира, творческих способностей, а также для выработки и тренировки логического мышления. Для создания сенсорной панели применяются разнообразные зрительные эффекты — цветовые решения (например, радужное покрытие стен) и световые уловки. Также очень часто используют современные проекторы, подключаемые к компьютеру. При помощи этого достаточно просто оживить пространство комнаты, сделав его необычным и интересным для ребенка.

Сухой душ

Простым и одновременно эффективным элементом является сухой душ. За счет него ребенок учится правильно воспринимать окружающее пространство. Данная деталь выполнена в виде небольшого шатра со множеством атласных ленточек, закрепленных на горизонтальной платформе. Малыш может трогать ленточки руками, проходить через них, будто бы через струи водопада или дождя.

Кресло-мешок

Рассмотрим еще один невероятно полезный элемент сенсорной комнаты — мешкообразное кресло с наполнителем из сухих гелиевых гранул. При любом положении тела ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. А внутренний наполнитель оказывает точечный массажный эффект. Такое кресло всегда должно присутствовать в тактильном помещении профессионального психолога.

Музыкальное сопровождение

Во время занятий с ребенком обязательно звучание спокойной и мелодичной музыки. Для этой цели подойдут:

    классические произведения (Баха, Бетховена, Чайковского);
    специальные аудио-нарезки для релакса и расслабления;
    музыка для медитации;
    природные звуки (дождя, пения птиц, шума деревьев, крики дельфинов или чаек);
    колокольный звон;
    записи со звуком от хрусталя или металла.

Ароматерапия

Сверхэффективным дополнением для проведения релаксационных уроков является использование ароматерапевтического оборудования — аромасвечей, аромаламп или специальных подвесок с пряными травами. Считается, что разные ароматы влияют на определенные зоны детского организма, улучшая их работу.

Тонизирующий и освежающий эффект оказывают:

    грецкий орех;
    ель;
    душица;
    календула.

Для того, чтобы устранить депрессивное настроение и уменьшить невротическое расстройство, используются:

    мята;
    мелисса;
    чайное дерево;
    лаванда.

Стимуляция иммунной системы производится за счет эфирных масел:

    ромашки;
    эвкалипта;
    сосны;
    ели;
    аниса.

кроме игрушек и других специальных предметов в комнате используется ароматерапия и музыка

Показания к посещению комнаты

Сенсорные занятия назначаются специалистами (неврологом, педиатром, психологом) при следующих отклонениях и заболеваниях, имеющихся у ребенка:

    неврозы различной этиологии;
    психическо-адаптационные расстройства;
    страхи, фобии, замкнутость в себе;
    соматические болезни;
    склонность к депрессии, стрессам и сильным эмоциональным переживаниям;
    агрессивное поведение;
    повышенная гиперактивность;
    нехватка внимания со стороны родителей;
    резидуальный синдром;
    нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
    аутизм в легкой форме;
    мочевое недержание;
    заикания;
    нервный тик.

Польза

Развивающие занятия для детей в сенсорной комнате могут проводиться в группах по несколько человек, а также в индивидуальном порядке. Всего после нескольких посещений можно заметить следующие положительные результаты:

    развивается мелкомоторная функция и тактильность ощущений;
    улучшается эмоциональное настроение;
    корректируется работа опорно-двигательного аппарата, координации внимания и зрения;
    происходит становление логического мышления;
    повышается стрессоустойчивость;
    снимается психологическая нагрузка.

занятия в комнате учат ребенка концентрироваться и расслабляться, отвлекают от стресса

Противопоказания

Единственными ограничениями к посещению занятий данной направленности являются:

    врожденная олигофрения;
    эпилептические приступы;
    хронические инфекционные болезни;
    психоневротические расстройства, лечение которых возможно исключительно с применением сильнодействующих психотропных лекарственных средств.

Примерный план занятия

Занимательные уроки в сенсорной комнате проводятся по определенному алгоритму.

    Приветствие — педагог просит детей поздороваться друг с другом, рассказав о себе пару слов (имя, сколько лет).
    Сеанс релаксации — сюда относится цветотерапия, прослушивание музыкальных композиций, ароматерапия и точечный массаж.
    Игры с применением сенсорных элементов и деталей.
    Подытоживание занятия — детки рассказывают, что узнали нового и чему научились.

сухой бассейн с шариками и подсветкой

Эффективные упражнения

Космическое судно

Данная игра укрепляет и развивает координацию и пространственную ориентацию. Педагог предлагает ребенку или группе детей представить себя, летящими на огромном космическом судне. Он просит ребят посмотреть в иллюминатор и посмотреть на нашу планету, находящуюся вдалеке. Сначала детки должны рассмотреть близко расположенный круг, а затем резко перевести взгляд на тот, что находится подальше.

Золотая рыбка

Такая игра обязательно проводится в группе из нескольких детей. Она помогает зарядить малышей положительными эмоциями, сплотить ребят и научить их работать в коллективе. Для проведения упражнения используется пузырьковая колонна. Педагог вместе с детьми встают вокруг снаряда. Ребята могут выбрать определенный разноцветный пузырь и отслеживать его движение снизу-вверх.

Звездное небо

Обучение правильному восприятию цветовой гаммы, создание благоприятного эмоционального фона, развитие социализации и коммуникативных навыков можно получить за счет интересного упражнения «Звездное небо». Взрослый просит юного пациента поднять голову на потолок. Он включает проектор со звездами. После 2-3 минут наблюдения начинается обсуждение увиденных оттенков.

Солнечный зайчик

Взрослый включает зеркальный шар, рассеивающий на полу множественные блики. Свет в комнате должен быть приглушенным. Звучит ритмичная, но легкая музыка, тонизирующая нервную систему и вызывающая положительные эмоции. Детки будут ловить зайчиков, топая ножками, и хватая их ручками.

Мои ощущения

Психолог подбирает различные музыкальные композиции и начинает поочередно их воспроизводить. После каждой прослушанной мелодии педагог спрашивает у ребенка о тех эмоциях, которые он испытывал в момент звучания музыки. Этот метод учит правильно воспринимать собственные чувства и эмоции.

Косичка

Для проведения занятия понадобится световой фонтан, косичка из лоскутов и звук льющейся воды. Детки усаживаются рядом друг с другом. Слушают природный приятный шум и перебирают ручками косу, пытаясь ее заплести.

Фантазия

Данное упражнения может проводиться как в группе, так и с одним ребенком. Психолог просит малыша придумать какую-нибудь интересную историю, и, используя элементы помещения, попробовать ее изобразить.

Сенсорная комната — инновационное изобретение современных психологов и детских педагогов. Оно помогает малышу справиться с различного рода расстройствами и заболеваниями. Посещение таких занятий разрешается только по направлению специалиста или врача-педиатра.

Источник: mixfacts.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.