23 февраля в Москве в Музее декоративного и прикладного искусства открылась выставка платков знаменитого французского бренда – «Шелковый лабиринт». В честь 80-летия шелкового платка Hermes проводим краткий экскурс в историю легендарного аксессуара.
Никакого секса и никакой крови – вот два основных правила, установленных руководством дома Hermes для художников, которые создают авторские рисунки для шелковых платков, прозванных carre («квадрат»).
Вся эта история началась в 1937 г., когда родственник семьи владельцев Эрмес Робер Дюма нарисовал на куске дерева компанию из женщин и мужчин, сидящих за столом и играющих в популярную в ХIX веке игру. Рисунок решили напечатать на куске шелка размером 70 Х 70 см и продавать в уже тогда знаменитых магазинах Hermes. Новшество приурочили к столетнему юбилею основанного в 1837 г. модного дома. Идея оказалась блестящей. Платки из тонкого китайского шелка (ради их производства Hermes отрыл фабрику в Лионе) походили на картины. Картины, которые можно оборачивать вокруг шеи, носить в нагрудном кармане или повязывать на ручку сумки.
Hermes carre, SS 2017Hermes carre, SS 2017
С тех пор марка выпускает по две коллекции платков с оригинальным рисунком каждый год. И это – не считая специальных лимитированных выпусков, вроде тех, что были посвящены Олимпиаде в 1980 году (да-да, даже в СССР иностранным участникам соревнований дарили платки Hermes!), свадьбе принца Монако Альбера в 2011 г. или премьере фильма «Сибирский Цирюльник» в 1998 г. Современные carre чуть больше винтажных – 90 Х 90 см. Весят всего 65 г., и изготавливаются вручную, все в том же Лионе.
1/5Платок Hermès «Grand cortege a Moscou» (Большой парад в Москве), автор Michel Duchene. Данная версия создана в 1998 году, специально к премьере фильма Никиты Михалкова «Сибирский Цирюльник», и предназначалась для подарков гостьям премьерного показа. В основе дизайна платка — работа русского художника-передвижника Константина Аполлоновича Савицкого «Парадный въезд в Москву Государя Императора Александра III в день его коронации 27 мая 1883 года». Платок «Сибирский Цирюльник» является величайшей коллекционной редкостью.Платок Hermès «Skyros» (Скирос), автор: Julia Abadie, был впервые выпущен в 1971 году. Дизайн посвящен одноименному греческому острову, на котором находится гора Олимп. Этот платок выпущен специально к Олимпийским играм 1980 года: зимним в Лейк-Плесиде и XXII летним играм в МОСКВЕ. Дизайн Skyros для платка московской олимпиады был выбран представителями олимпийского Оргкомитета СССР в 1979 году непосредственно в штаб-квартире Дома Hermès в Париже. Этот платок был выпущен крайне малым тиражом и не поступал в продажу, а использовался в качестве подарка Олимпийским комитетом СССР.Платок Hermès «Les Tigreaux» (Тигрята), автор Robert Dallet (1923-2006), был выпущен в 2008 году, крайне малым тиражом в 400 экземпляров специально для благотворительного фонда Jackie Chan Charitable Foundation. Восторженный и цепкий дух известнейшего актера Джеки Чана хорошо демонстрируется двумя игривыми тигрятами. Полные энергии и радости, тигрята также представляют светлое будущее, которое Джеки Чан предвидит для будущих поколений.Платок Hermès «Les Huppes» (Удоды) был создан в 1958 году одним из самых выдающихся авторов, работавших на Дом Hermès, — Xavier de Poret (1897-1975). Великолепный график и рисовальщик, Xavier de Poret создал для Дома Hermès 14 дизайнов платков с животными и птицами. Платок «Les Huppes» — один из самых редких винтажных платков Hermès, поэтому является предметом вожделения у коллекционеров.Одним из редких коллекционных экземпляров экспозиции стал платок Hermès «Le Sacre du Printemps» (Весна священная), выпущенный в 2000 году по специальному заказу шампанского Дома G.H. MUMM. Платок впервые увидел свет в 1986 году. Дизайн авторства Henri d’Origny посвящен известному балету Стравинского «Весна священная», поставленному Нижинским в 1913 году в рамках дягилевских «Русских сезонов» в Париже.
Что до принтов, то над ними работают художники, которых креативный директор по изделиям из шелка Бали Барре ищет по всему миру – от родной Франции до Японии. Среди контрибьютеров есть бывший служащий американской почты Кермит Оливер – для Hermes он создал больше десятка авторских принтов – и французский детский иллюстратор Виржиния Жамен. В отличие от многих других брендов, Hermes не гонится за раскрученными именами, а предпочитает работать с молодыми и малоизвестными авторами. Рисунки всегда сдержанны. Часто повторяющиеся темы – лошади и вообще животные, природа, цветы, танец, эпизоды из истории, зарисовки из жизни народов мира и этнические узоры. Никакого стрит-арта и эпатажа (как уже говорилось выше, темы секса и насилия – табу), минимум кричащих цветов.
Словом, в мире, где даже модные дома старой школы пытаются как можно громче заявить о себе, чтобы привлечь молодое поколение миллениалов, Hermes остается верен себе и… все равно в выигрыше. По статистике, каждые 25 секунд в мире продается один шелковый carre. Причем, знаменитые платки носят не только буржуа в летах, монаршие особы и жены политиков, но и поп-звезды, вроде Рианны – та однажды выложила в Instagram фото, на котором предстала с шелковым платком, повязанным вокруг груди вместо лифчика. Кажется, это уже точно безоговорочная победа – платок признали вечной классикой, и искусственный «апгрейд» ему не требуется.
Фото Рианны в платке Hermes вместо бра
На выставке в Москве представлены больше сотни платков – от 1938 года до наших дней. Есть там и те самые раритеты – платки, приуроченные к Олимпиаде и к выходу «Сибирского цирюльника». Все они – из частной коллекции русских энтузиастов Александра и Екатерины Цыбиных под названием Maison Carre Foundation. Прелесть такой выставки в том, что экспонаты, хоть и прекрасны, но лишены флера сакральности. Налюбовавшись ими, можно отправиться в бутик Hermes и купить свою «ожившую картину», которая через много лет сможет занять собственное место в музее. Или (и это уже точно!) – в гардеробе вашей юной правнучки.
Источник: